Здесь текст Сопровождение психологического развития ребенка    8 (917) 49-93-000
Консультирование г. Уфа
Диагностика ул. Софьи Перовской, д.50
Коррекция тел. 8 (917) 4993 000

ЛОГОПЕД
ПСИХОЛОГ

Здесь текст Здесь текст

Лунная соната для мозга


backgraund      На изображении справа – один и тот же рисунок, но в противоположных ракурсах. И хотя мы воспринимаем их как разные сюжеты, тем не менее – это один и тот же рисунок.

     Что «мешает» нашему зрительному восприятию видеть в перевернутых изображениях один и тот же сюжет. Или лучше сказать так – что позволяет ему быть настолько творческим и вариативным? Что дает нам способность, даже часто неосознаваемую, буквально создавать воображаемые образы, а то и целые миры, из простых форм, случайных сочетаний линий и точек. Вот так, как хорошо описал этот процесс в своем известном рассказе «Рубашка с тестами Роршаха» известный писатель-фантаст Рей Бредбери:

Последние новости

25.08.2015 Ура! Мы открылись!

Полезная информация

Эмоции и речь

Статьи

Лунная соната для мозга
Группа в контакте
  
Здесь текст «…Нечто неистовое — сочные вьющиеся растения и словно живые мухоловки, шедевр поп- и оп-искусства с беспрерывно меняющимся рисунком, и, как цветы, везде, где только можно, мифологические животные и символы! Эта необъятная рубашка с открытым воротом хлопала на ветру, как тысяча флагов на параде объединенных, но невротических наций.
Но вот доктор Брокау надвинул на лоб бейсбольную шапочку, снял темные очки и окинул взглядом полупустой автобус. Медленно двигаясь по проходу, он приостанавливался, мешкал, поворачивался то в одну сторону, то в другую и все время что-то шептал и бормотал — то какому-нибудь мужчине, то женщине, то ребенку.
Я уже собирался громко его окликнуть, когда услыхал, как он говорит:
— Ну-ка что ты тут видишь?
Мальчика, к которому обратился доктор, рубашка ошеломила, как цирковая афиша, — он растерянно заморгал. Его нужно было вывести из этого состояния, что старый доктор и сделал:
— На моей рубашке! Что ты на ней видишь?
— Лошадей! — вырвалось наконец у ребенка. — Танцующих лошадей!
— Молодец! — Доктор заулыбался, хлопнул его по плечу и пошел по проходу дальше. — А вы, сэр?
Молодой человек, захваченный врасплох прямотой этого пришельца с какой-то летней планеты, ответил:
— Я? Конечно, облака.
— Кучевые или дождевые?
— Мм… во всяком случае, не грозовые. Барашки — облака как руно.
— Хорошо!
Психиатр ринулся дальше.
— А вы, мадемуазель?
— Серферов! — Юная девушка вгляделась еще пристальней. — Вот волны, высокие-высокие. А это доски для серфинга. Колоссально!...

     Каждый новый ответ казался смешнее предыдущего, и под невыносимой пыткой смеха никто из нас не стонал громче, чем этот высоченный врач-кудесник, врач, просивший, получавший и исцелявший на месте все наши душевные опухоли. Киты. Водоросли. Зеленые луга. Затерянные города. Невиданной красоты женщины…».

     Но бесконечность видимых образов, реальных и вполне фантастических – это только часть наших «запредельных» возможностей. В жизни бывают ситуации, когда следуя интуиции, мы можем избежать не только неприятностей, но буквально спасти свою жизнь. Хотя, казалось бы, никакие текущие обстоятельства жизни не могли прямо указывать на нависшую опасность.

      «…Я собиралась перейти дорогу. Я очень торопилась и была немного рассеяна. Заметив, что ряд машин остановился на светофоре, наметила две ближайшие машины и собиралась проскочить между ними. И в тот момент, когда я уже должна была выскочить на дорогу, что-то внезапно остановило меня, и вместо шага на дорогу я сделала пару шагов вдоль нее, совершенно неожиданно для себя. Едва я успела сделать эти шаги, как мимо меня на огромной скорости промчалась машина. Если бы я вышла на дорогу – она не успела бы даже затормозить…».

     Возможны еще и случаи, когда человек, словно не отдавая себе отчета, совершает поступки, о которых впоследствии очень сожалеет. Всем известна пословица «словно бес попутал».

     Что же это за гении, бесы и пророки – как непостижимые тайны, вполне себе сосуществующие в пределах одной личности?

     О парности работы полушарий мозга человека известно было давно. Проведенные несколько лет назад исследования Д.Сперри, Р. Майерса, М. Газзанига позволили открыть удивительный факт того, что каждое полушарие, будучи наделенным уникальными функциями, способно функционировать самостоятельно, независимо от другого. Это факт стал известен науке как «синдром расщепленного мозга».

     В своей статье «Расщепленный человеческий мозг» М Гаазанига писал:

      «…Если рассматривать наши исследования в целом, то они, по-видимому, убедительно показывают, что после разделения полушарий мы фактически получаем два мозга, каждый из которых способен к осуществлению сложных психических функций. Отсюда следует, что эти два мозга должны обладать вдвое большим диапазоном внимания (то есть должны быть способны к обработке двойного объема информации), чем целый интактный мозг. Мы еще не исследовали подробно этот вопрос на людях, но нам с Юнгом удалось обнаружить, что обезьяна с разделенными полушариями действительно способна справиться с почти двойным объемом информации по сравнению с обычным животным (рис. 6). Нам также удалось установить, что человек с разделенными полушариями может выполнять задания вдвое быстрее, чем обычно…» .

     И далее:

      «…Все данные, которыми мы располагаем, указывают, что разделение полушарий создает две независимые сферы сознания в одном черепе, иными словами, в одном организме. Подобный вывод может смутить тех, кто рассматривает сознание как неделимое свойство человеческого мозга. Он кажется преждевременным другим, которые настаивают, что выявленные до сих пор способности правого полушария не выходят за пределы автоматизма. Конечно, у наших больных отмечено неравенство полушарий, но, быть может, это характерная особенность именно этих людей. Вполне возможно, что разделение полушарий в очень раннем возрасте привело бы к тому, что каждое полушарие отдельно и независимо от другого смогло бы развить психические функции высокого порядка, подобные тем, которыми обычно у человека обладает только левое полушарие…»

     Результаты тех экспериментов во многом определили характер будущих исследований в области нейропсихологии. Открывались новые горизонты для поиска ответа на извечный вопрос человека о свободе выбора.

     Перед исследователями встало множество вопросов, касающихся способов взаимодействия полушарий, роли и функций, их особенностей вклада в общую работу мозга.

      Результаты экспериментов выявляли все новые подробности и особенности работы мозга, подтверждающие основную научную парадигму: мозг - это высоко интегрированное, сложнофункциональное образование, регулирующее и оптимизирующее способ жизни нашего существа.

     Вместе с тем, на волне появляющихся все новых данных о работе и развитии мозга, хотелось бы позволить себе и такую мысль: а возможно ли самому человеку «сконструировать» себе мозг по своим предпочтениям? Скажем, усилить креативность мышления? Или повысить творчески-конструктивные возможности мозга? Навести «резкость» аналитических способностей мозга? Не только за счет увеличения и усиления соответствующей практической деятельности. Но и создавая для этого максимально благоприятные условия, связанные со спецификой работы мозга? Можно, наверное, сравнить работу мозга со звучащим оркестром. На момент исполнения произведения у каждого музыканта или группы своя партитура. Нам и сейчас вполне под силу выбрать произведение для исполнения. Но могли бы мы занять место дирижера?

     Многие исследователи подчеркивают определенную функциональную специализацию полушарий мозга. Так, например, правое полушарие обладает более развитой способностью к распознаванию художественных, музыкальных, эмоционально-чувственных образов. Ему же принадлежит талант распознавания и генерации новых форм, стремление к увеличению множественности различных новых образов, идей. Можно, наверное, было бы назвать правое полушарие мозгом сновидений.

      «…Я осозналась во сне. В середине комнаты стояло фортепиано. А также слева. И справа тоже. Всего их в комнате оказалось три. Я подошла к тому, что в центре. Открыла крышку... Все клавиши были переломаны. На остальных инструментах тоже самое. Что ж... Придется пользоваться тем, что есть. Почему-то захотелось сыграть Лунную Сонату Бетховена.

Я начала играть... Ничего подобного я никогда в жизни не слышала. Звук был не духовой и не струнной природы. Музыка словно шла отовсюду. Бархатное, глубокое полнозвучие окружало, обволакивало... Идеальный ритм. Именно тот, который я всегда мечтала выдержать. Но в реальности это мне никогда не удавалось…»


     Ведь, недаром, многие открытия и творческие шедевры приходили к нам из снов их авторов. Можно вспомнить и маленького Петра Чайковского, просыпавшегося среди ночи от того, что музыка заполняла собой все его сны. Или Сальвадора Дали – настоящего ловца сновиденных образов. И научный мир тоже знает немало примеров, когда открытия или решения сложнейших задач происходили во сне. В том мире сновидений, где слито воедино прошлое, настоящее и будущее человека. Откуда доходят порой до нашего сознания события как предчувствия, где давно уже решены наши самые большие проблемы. И, может быть даже, есть ответ на самой главный вопрос о самом себе.

     Но при этом, если бы не роль левого полушария – практически ничего бы из этого богатства так бы и не дошло до реального мира. Левое полушарие не просто сглаживает и сдерживает этот шквал чувств и образов. Оно является разумным фильтром, анализатором, обработчиком этой информации. По выражению М. Газзанига, оно является «интерпретатором» этого огромного мира бесконечных образов.

     Другими словами, чтобы выразить самую яркую неожиданную идею на понятном языке реальности, нужен мозг, работающий в функционально целостном организованном режиме.

     По мере накопления теоретических данных и практического опыта в области изучения работы мозга, возможно, что постепенно наступит время, когда возможно будет перейти от модели «мой мозг определяет мое мировосприятие» к модели - «мое мировосприятие определяет то, какой мне нужен мозг». Невероятно музыкальный, гениально математический, художественный или пророческий… Или может быть просто гармоничная золотая середина.

     Конечно, мы и сейчас вполне способны определить свой жизненный путь, решить чему мы готовы посвятить себя. В сущности, весь вопрос упирается только в горизонты.

Текст и рис. Разумовской Г.С.

          Свернуть... >>>>>
Здесь текст Все права защищены, Уфа 2015 Здесь текст